«Взгляд на всех медиумов как на обманщиков и на всех тех, кто подтверждает их способности, как на глупцов — мнение подавляющего большинства». Эти слова принадлежат академику А. М. Бутлерову, который не раз выступал в защиту реальности медиумических феноменов, в том числе и на основании личного опыта наблюдений и экспериментов в этой области. Его французский коллега Шарль Рише, совершивший множество путешествий по Европе, и повидавший многих медиумов, высказался в том же плане: «Предполагать повсюду постоянный обман и фокусничество — удобно, сознаюсь в том, но это вполне нелепо, столь же нелепо, как и гипотеза духов». В 1873 году ту же тему затронул французский исследователь Л. Мот: «Или в природе существует сила, неведомая науке, или же наличествуют равным образом неизвестные средства и способы обмана».

Точку зрения противников прекрасно выразил А. Конан Дойль в своем пропагандистском романе о спиритизме «Страна Туманов». Он достойно завершает собой серию приключений неукротимого профессора Челленджера, заядлого скептика, ставшего убежденным спиритом под воздействием неотразимых фактов. Но до того как это случилось, профессору довелось выступать перед публикой с разоблачением спиритизма. Вот пример не самых сильных выражений, которые писатель вложил в уста своего любимого героя: «Не нужно подозревать в мошенничестве всех подряд. Ведь остальные — просто идиоты». Лучше не скажешь!

Как бы то ни было, но гипотеза обмана стала почти что родной для тех, кто сомневается в реальности медиумических явлений или вовсе игнорирует их в силу крайней степени предубежденности. Однако если медиумическое «явление» оказывается обманом, то это уже мошенничество, а не феномен и подлежит отдельному рассмотрению. При таком подходе к делу иногда выясняется, что, ввиду медиумической неграмотности оппонентов, разоблачителей и критиков, некоторые из их самых сенсационных разоблачений являют собой блестящее доказательство подлинной реальности феномена!

Исследователи феноменов медиумизма не раз отмечали склонность своих испытуемых, особенно одаренных, к обманам, мистификациям, выдумкам и фантазии, что особенно явно проявляется тогда, когда медиум находится в трансе, то есть в бессознательном состоянии. Вследствие этого нередко исследователь встречается со сложной мешаниной из натуральных и поддельных проявлений. При всем при этом обманные действия нередко носят крайне наивный и до предела очевидный характер. Такие медиумы утверждают, что их обманные действия непроизвольны и совершаются ими неосознанно под влиянием духов, которые стремятся получить ожидаемый людьми эффект наиболее простым способом. Поэтому психоисследователи пришли к выводу, что в подобных случаях обман неизбежен или очень вероятен, и задача экспериментатора должна состоять в том, чтобы во время наблюдения отделить зерна истины от плевел обмана.

Сознательный и изощренный обман возможен лишь в том случае, когда медиум во время сеанса не впадает в транс, то есть отдает себе отчет в своих действиях. Медиумов, способных демонстрировать свои феномены, оставаясь в бодрствующем состоянии, было не так уж и много, среди них — знаменитый Юм. Но он сам требовал соблюдения во время сеанса строжайших предосторожностей и, кстати, не был ни разу замечен даже в попытке обмана.

Сознательный и нередко весьма искусный обман практикуют платные, профессиональные медиумы. Их финансовое благополучие зависит от их репутации, и они готовы идти даже на риск быть разоблаченными, лишь бы не подмочить ее неудачной демонстрацией. В истории спиритизма насчитываются сотни примеров разоблачений профессиональных медиумов. На эту тему написаны целые книги.
Конечно, одаренный медиум-любитель также заботится о поддержании своего авторитета, и в том случае, когда демонстрация не идет (он при этом не впадает в привычное ему трансовое состояние, и потому предвидит, что ничего не получится), предпринимает, если это позволяют его этические установки, обманные действия той или иной степени сложности. Но иногда бывает пойман — за руку, ногу или туловище, смотря по обстоятельствам.

Обманные действия — как сознательные, так и неосознаваемые — облегчаются в случаях, когда сеансы проводятся в полной темноте или при слабом освещении — условия, обычно способствующие материализации фантомов.

Винокуров И.В.
По материалам http://myths-collection.ru