Полёты его прогрессивной фантазии дали рождение шедеврам с Porcupine Tree, не говоря о многочисленных побочных и сольных проектах. Стивен Уилсон сделал примечательную, можно даже сказать, невероятную карьеру. Основав в 1987 году тогда ещё вымышленную группу под названием Porcupine Tree в качестве отдушины от своей « настоящей» команды No-Man, Уилсон за почти два десятилетия провёл Porcupine Tree от ниточного статуса до 10-альбомного каталога. Уилсону никогда особенно не был по душе ярлык «прогрессивного рока», хотя в последние годы он стал меньше сопротивляться этому, но последний альбом Porcupine Tree 2009 года The Incident, где представлена 55-минутная пьеса, разбитая на 15 концептуально связанных отдельных частей, подтвердил, что он плывёт против течения вкусов массового слушателя. Загородное строительство зачастую делается под музыку и именно этот музыкант вполне может порадовать слух строителей.

Однако номинация на Грэмми диска 2007 года под названием «Fear Of A Blank Planet» и способность РТ собирать аншлаги в таких местах, как лондонский Royal Albert Hall, говорит о признании его творчества. Porcupine Tree отказывались останавливаться на одном стиле и постоянно перескакивали с нео-прога на поп-музыку, эмбиент и хэви-метал, поэтому неудивительно, что сольный дебют Уилсона 2008 года Insurgentes оказался его самой экспериментальной работой на тот момент, добавив элементы пост-панка и даже шугейзинга к фундаменту из джаза, спейс-рока и авангардного звучания. Будучи упёртым индивидуалистом, Уилсон сторонится масс-медиа.