Если послушать качественную запись духовной музыки (грегорианское пение или песнопения тибетских монахов), то при должной наблюдательности можно заметить, что голоса поющих сливаются воедино, образуя тем самым некую пульсацию звука. Что же это такое?

Такая пульсация звука характерна лишь грамотно организованному хору людей и некоторым музыкальным инструментам, а называется она бинауральными ритмами. Что же они из себя представляют, можно узнать из этой статьи, а заодно слушать транс или «чилаут».

Хор, поющий приблизительно в одной тональности, при схождении голосов в унисон, образует медленные биения, а при «расхождении» голосов – биения более быстрые. Однако удивителен даже не сам факт существования таких биений в музыке, а их воздействие на мозговые отделы человека при прослушивании через стереонаушники.

Бинауральные ритмы использовались лишь музыкантами и никак не исследовались, пока научная общественность в лице учёного Роберта Монро не обратила на них внимания. Исследователь выяснил, что человек, к примеру, слушающий музыку по правому каналу (наушников) с частотой 300, а по левому 305 колебаний в секунду, то полушария мозга, получая почти одинаковую по колебаниям звуковую информацию, начинают работать совместно, в результате чего те 5 колебаний в секунду, что являются разницей между каналами, образуют в мозгу человека «фантомные» звуковые колебания. Говоря проще, человек начинает слышать пульсирующий ритм, которого нет. После данного заключения это явление неоднократно исследовалось, однако всего о нём наука ещё не знает.